Физические упражнения

Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики

Обычно соревнования по спортивной гимнастике проводятся на 7 снарядах:

Упражнения на брусьях. Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные и статичные элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, выполнять элементы над и под брусьями. Упражнения обязательно должны оканчиваться эффектным соскоком.

Женские упражнения на брусьях включают обороты вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками. Правильное название женских гимнастических брусьев – разновысокие.

Вольные упражнения в гимнастике представляют собой комбинацию из отдельных элементов, а также их связок. Это могут быть сальто, кувырки, шпагаты, стойки и другие элементы. Судьи оценивают сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистоту и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена. Время выступления ограничено: 1 минута 10 секунд у мужчин и полторы минуты у женщин.

Упражнения на коне представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.

Упражнения на кольцах представляют собой комбинацию маховых  и силовых  элементов на специальном подвижном снаряде в виде двух деревянных колец на специальных тросах. Выполнение упражнений обязательно заканчивается соскоком.

Опорный прыжок выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры в виде прыжкового коня. В этом упражнении оценивается высота и дальность прыжка, его сложность, чистота исполнения и приземления.

Упражнения на перекладине представляют собой комбинацию из вращательных элементов вокруг перекладины с поворотами и без, а также элементов с отпусканием рук. Спортсмен не имеет права касаться грифа телом. Выступление обязательно заканчивается соскоком.

Упражнения на бревне представляют собой единую композицию из динамичных  и статичных элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на специальном снаряде. Продолжительность выступления не должна превышать полторы минуты.

Классификация физических упражнений таблица

Классифицировать физические упражнения – значит логически представить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением их на группы согласно определённым признакам.

Как средства физического воспитания, физические упражнения классифицируются в соответствии с теми признаками, которые положены в их основу. Так, например, широко распространена классификация физических упражнений по признаку преимущественного воздействия их на развитие физических качеств (Л. П. Матвеев, 1991). Рассмотрим эту классификацию и несколько других классификаций физических упражнений более подробно.

1. Классификация физических упражнений по преимущественному воздействию их на физические качества человека.

По этой классификации физические упражнения подразделяются на четыре группы.

Первая группа – скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, легкоатлетические метания, стартовые ускорения и т. д.).

Вторая группа – циклические упражнения с субмаксимальной, большой и умеренной интенсивностью (средние, длинные и сверхдлинные дистанции). К этой группе относятся: легкоатлетический бег, спортивная ходьба, плавание, бег на лыжах, на коньках, гребля, велоезда и т. д.).

Третья группа – сложнокоординационные упражнения, требующие проявления, главным образом, координационных способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т. д.).

Четвёртая группа – виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий. Четвёртая группа подразделяется на две подгруппы:

• Единоборства (все виды борьбы, бокс, фехтование).

В следующей классификации физические упражнения подразделены на группы по особенностям структуры движений.

2. Классификация физических упражнений по структуре движений.

Мышечная работа при выполнении физических упражнений может быть динамической и статической. В одних видах упражнений преобладает первая, в других вторая.

Динамическая работа может быть циклической, ациклической и смешанного характера.

К циклическому виду относятся упражнения, в которых движения одинаковые по структуре, стереотипно повторяются одно за другим. Например: ходьба, бег, велоезда, плавание, гребля и т. д. В ходьбе и беге повторяющимся циклом является двойной шаг.

К ациклическому виду относятся движения, состоящие из отдельных, не похожих друг на друга двигательных актов, выполняемых в определённой последовательности. Например: метания легкоатлетических снарядов, прыжок с места, финты в спортивных играх, комбинации упражнений в спортивной гимнастике и т. д.

В упражнениях со смешанным характером работы в одном упражнении сочетаются движения циклического и ациклического характера. Например: прыжки с разбега в длину и в высоту, бег с барьерами, ведение мяча в спортиграх и следующий за ними финт или другое ациклическое движение.

При статических усилиях работающие мышцы напряжены, а движение в данном суставе отсутствует. Например: поддержание позы, угол в висе на перекладине, гимнастический «мост» и др. Для предотвращения травм можно использовать тейпирование кинезио лентой .

3. Классификация физических упражнений по их относительной мощности. (упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности). Рассмотрим таблицу, в которой дается краткая характеристика вышеназванным зонам относительной мощности, по которым можно сгруппировать упражнения по интенсивности нагрузки.

Максимальная мощность.
Субмаксимальная мощность.
Большая мощность.
Умеренная мощность.
Время выполнения упражнений.
От 3-х до 20 секунд.
От 20 сек. до 3-х мин.
От 3-х до 30 мин.
Свыше 30 мин.

На примере соревновательного бега.
От 10-20 до 200 метров.
От 200 м. до 1500 м.
От 1,5 – до 10 км.
Свыше 10 км.

Частота сердечных сокращений (уд/мин.)
Не информативна.
Свыше 180.
160-180.
140-160.

Отношение: О2 потребления к О2 запросу.
1: 10
1: 9; 1: 2
1: 1,8; 5: 6
9:10; 1:1

Кислородный долг (л/мин.)
До 20
До 25
10-15
До 4

Концентрация молочной кислоты (миллимоль/литр).
5-8
20 и более.
До 8-10
До 4

Зоны интенсивности.
5-я зона – анаэробно-алактатная.
4-я зона – анаэробно-гликолитическая.
3-я зона – смешанная аэробно-анаэробная.
2-я зона – аэробноразвивающая.

1-я зона – аэробно – восстановительная (фоновые нагрузки: разминка, заминка, восстановительные занятия.

Классификация физических упражнений таблица

Классифицировать физические упражнения – значит логически представить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением их на группы согласно определённым признакам.

Как средства физического воспитания, физические упражнения классифицируются в соответствии с теми признаками, которые положены в их основу. Так, например, широко распространена классификация физических упражнений по признаку преимущественного воздействия их на развитие физических качеств (Л. П. Матвеев, 1991). Рассмотрим эту классификацию и несколько других классификаций физических упражнений более подробно.

1. Классификация физических упражнений по преимущественному воздействию их на физические качества человека.

По этой классификации физические упражнения подразделяются на четыре группы.

Первая группа – скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, легкоатлетические метания, стартовые ускорения и т. д.).

Вторая группа – циклические упражнения с субмаксимальной, большой и умеренной интенсивностью (средние, длинные и сверхдлинные дистанции). К этой группе относятся: легкоатлетический бег, спортивная ходьба, плавание, бег на лыжах, на коньках, гребля, велоезда и т. д.).

Третья группа – сложнокоординационные упражнения, требующие проявления, главным образом, координационных способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т. д.).

Четвёртая группа – виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий. Четвёртая группа подразделяется на две подгруппы:

• Единоборства (все виды борьбы, бокс, фехтование).

В следующей классификации физические упражнения подразделены на группы по особенностям структуры движений.

2. Классификация физических упражнений по структуре движений.

Мышечная работа при выполнении физических упражнений может быть динамической и статической. В одних видах упражнений преобладает первая, в других вторая.

Динамическая работа может быть циклической, ациклической и смешанного характера.

К циклическому виду относятся упражнения, в которых движения одинаковые по структуре, стереотипно повторяются одно за другим. Например: ходьба, бег, велоезда, плавание, гребля и т. д. В ходьбе и беге повторяющимся циклом является двойной шаг.

К ациклическому виду относятся движения, состоящие из отдельных, не похожих друг на друга двигательных актов, выполняемых в определённой последовательности. Например: метания легкоатлетических снарядов, прыжок с места, финты в спортивных играх, комбинации упражнений в спортивной гимнастике и т. д.

В упражнениях со смешанным характером работы в одном упражнении сочетаются движения циклического и ациклического характера. Например: прыжки с разбега в длину и в высоту, бег с барьерами, ведение мяча в спортиграх и следующий за ними финт или другое ациклическое движение.

При статических усилиях работающие мышцы напряжены, а движение в данном суставе отсутствует. Например: поддержание позы, угол в висе на перекладине, гимнастический «мост» и др. Для предотвращения травм можно использовать тейпирование кинезио лентой .

3. Классификация физических упражнений по их относительной мощности. (упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности). Рассмотрим таблицу, в которой дается краткая характеристика вышеназванным зонам относительной мощности, по которым можно сгруппировать упражнения по интенсивности нагрузки.

Максимальная мощность.
Субмаксимальная мощность.
Большая мощность.
Умеренная мощность.
Время выполнения упражнений.
От 3-х до 20 секунд.
От 20 сек. до 3-х мин.
От 3-х до 30 мин.
Свыше 30 мин.

На примере соревновательного бега.
От 10-20 до 200 метров.
От 200 м. до 1500 м.
От 1,5 – до 10 км.
Свыше 10 км.

Частота сердечных сокращений (уд/мин.)
Не информативна.
Свыше 180.
160-180.
140-160.

Отношение: О2 потребления к О2 запросу.
1: 10
1: 9; 1: 2
1: 1,8; 5: 6
9:10; 1:1

Кислородный долг (л/мин.)
До 20
До 25
10-15
До 4

Концентрация молочной кислоты (миллимоль/литр).
5-8
20 и более.
До 8-10
До 4

Зоны интенсивности.
5-я зона – анаэробно-алактатная.
4-я зона – анаэробно-гликолитическая.
3-я зона – смешанная аэробно-анаэробная.
2-я зона – аэробноразвивающая.

1-я зона – аэробно – восстановительная (фоновые нагрузки: разминка, заминка, восстановительные занятия.

Классификация физических упражнений и их характеристика

Классифицировать физические упражнения – значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

  • 1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм. В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность: во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека; во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания; в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни – от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.
  • 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).
  • 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:

скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);

упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

  • 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
  • 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
  • 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные. В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

История возникновения и развития спортивной гимнастики

Самостоятельные гимнастические элементы возникли задолго до н. э

В древнем Китае большое внимание уделяли развитию равновесия и растяжкам. В Древней Греции гимнастику называли физической культурой. Гомер и Платон, несмотря на то, что были оппонентами в философских вопросах, сходились на мнении, что заниматься гимнастикой полезно и для физического, и для умственного здоровья

У греков разновидностями гимнастики как физической культуры были борьба, атлетика, езда верхом, бег плавание и др

Гомер и Платон, несмотря на то, что были оппонентами в философских вопросах, сходились на мнении, что заниматься гимнастикой полезно и для физического, и для умственного здоровья. У греков разновидностями гимнастики как физической культуры были борьба, атлетика, езда верхом, бег плавание и др.

Гимнастика имеет многовековую историю. Учитывая, что сегодня понятие «здоровый образ жизни» становится все более насущным, а государство разрабатывает множество программ по развитию спорта «для всех», у гимнастики большое будущее и широкие перспективы.

Гимнастика в древности и в средние века

Особенно процветала гимнастика у греков. Для занятий существовали специальные здания – гимназии. Термин «гимнастика» появился в период расцвета эллинской культуры в 8 веке до нашей эры. У римлян такой спорт существовал только для надобностей военной службы. Возникло даже отдельное ремесло атлетов и гладиаторов. Римляне использовали акробатические упражнения, которые в то время достигли высокого технического уровня благодаря странствующим артистам-акробатам, которые были популярны среди народа.

В эпоху Ренессанса во всех крупных городах стали создаваться системы физического воспитания. Деятели того времени называли гимнастику отличным средством для укрепления здоровья, духа и гармоничного развития человека. Временем формирования первых элементов гимнастики спортивной в Европе можно считать 16-17 века. Популярны были виды гимнастики: акробатические упражнения, сложные прыжки, лазание по канату и т. п.

Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики

Родиной современной гимнастики спортивной стала Германия. В конце 18 -начале 19 века немецкий педагог Фридрих Людвиг Ян основал первое в Европе гимнастическое общество и основал первую школу гимнастики. В Англии гимнастика была в пренебрежении. Физического развития добивались греблей, верховой ездой, беганием. Последователями Германии стали Швеция, Франция и Чехия. В шведской гимнастике было уделено место вольным упражнениям и соревнованиям. Начиная с середины 19 века, гимнастика становится общепризнаным спортом не только в Европе, но и в Америке.

В конце 19 века стали создаваться международные спортивные федерации. Не только гимнастика спортивная была объектом их внимания, но и развитие «спорта для всех». Олимпийские спортивные виды гимнастики включают следующие дисциплины:

  • мужская и женская гимнастика спортивная;
  • прыжки на батуте;
  • художественная гимнастика.

К неолимпийским разновидностям спорта относятся:

  • спортивная аэробика;
  • прыжки на акробатической дорожке;
  • спортивная акробатика.

Многообразие гимнастических упражнений и накопленный опыт их применения для решения различных педагогических задач послужили основой для выделения относительно самостоятельных разновидностей гимнастики:

  • основная (для школьников и студентов);
  • профессионально-прикладная (профессиональная, военная, спортивная ориентация);
  • атлетическая (силовой характер);
  • оздоровительная (бытовые и производственные формы);
  • лечебная (корригирующая и восстанавливающая).

Сейчас гимнастика трансформируется в новые ее разновидности:

  • танцевальная;
  • мужская художественная;
  • семейная;
  • гармоническая;
  • эстетическая;
  • чирлидинг и т. д.

Классификация физических упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:34, реферат

Краткое описание

Классификация физических упражнений нужна для того, чтобы более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной задачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т.д. На данный момент существует множество классификаций, о части которых я бы и хотела рассказать.

Введение………………………………………………………………………. 1Классификации физических упражнений……………………………………. 21. Первая классификация физических упражнений……..………. ……. ….22. Вторая классификация физических упражнений………. ………. …….83. Схема классификаций физических упражнений……………………. ….12Заключение…………………………………………………………………….13Список использованной литературы……………………………………. …14

Спортивная составляющая

Спортивные упражнения предназначены для восстановления и совершенствования двигательных умений, а также характеризуются общим оздоровляющим действием на человеческий организм. Они повышают выносливость, нормализуют обменные процессы, благотворно сказываются на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

При ходьбе укрепляются мышцы ног и улучшается работа дыхательной системы

Это ходьба, гребля, лазанье, прогулки на лыжах, занятия в бассейне, езда на велосипеде.

В ЛФК чаще всего используют занятия в воде. Они способствуют снижению тонуса, расслаблению. Наибольшую эффективность такие нагрузки имеют при травмах и поражениях опорно-двигательного аппарата. Метания также помогают восстановить координацию, подвижность суставов, наращивают мышечную силу. Во время занятий могут использоваться различные снаряды: диски, копья, мячи.

Работу дыхательной системы и сердца помогают нормализовать прогулки на лыжах. Также они хорошо воздействуют на нервную систему пациента. Аналогичным действием характеризуется катание на коньках. Гребля способствует развитию дыхательной системы, укрепляет мышцы конечностей, способствует подвижности позвоночника.

Роль гимнастики

Гимнастику применяют для оттачивания координации, восстановления и развития силовых способностей, скорости, ловкости. Соответственно, гимнастические упражнения делят по группам, включающим мышцы, на которые производится нагрузка: мышцы рук, ног и т. д. Данную классификацию (по анатомическому признаку) кладут в основу при составлении комплексов занятий. Упражнения рассматривают и в зависимости от активности человека. При самостоятельном выполнении речь идет об активных, при комплексном выполнении вместе с инструктором – об активно-пассивных, при выполнении движений руками инструктора – о пассивных упражнениях.

Нужно рассмотреть обширную классификацию физических упражнений в зависимости от характера выполнения.

  1. Общеразвивающие занятия ориентированы на оздоровление и укрепление организма в целом, улучшение работоспособности и эмоционального самочувствия, нормализации дыхания, кровообращения. Также такие занятия усиливают лечебный эффект.
  2. Специальные разрабатываются для оказания лечебного воздействия на отдельные органы и системы. Одни и те же занятия могут выступать в качестве укрепляющих и лечебных. Это зависит от состояния человека. Например, нагрузки на мышцы нижних конечностей – укрепляющие для здорового человека, однако после травмы или операции они будут лечебными и будут отнесены к специальным.
  3. Дыхательные имеют свою, отдельную, классификацию. Они подразделяются на статические, динамические, дренажные. При статических движения конечностями, корпусом не осуществляются. Это, например, диафрагмальное дыхание. Дренажные ориентированы на отток жидкости из дыхательных путей. Дыхательные упражнения с успехом используют для восстановления нервной системы организма.
  4. Строевые и порядковые упражнения подразумевают выполнение построений, перестроений, поворотов, выполняющихся совместно с различными вариантами ходьбы. Они направлены на улучшение координации движений, работы вестибулярного аппарата. В определенных ситуациях могут выполнять лечебную функцию.
  5. Подготовительные упражнения – это разминочные, те, которые готовят организм к предстоящим нагрузкам. Они могут выполняться с упором на отдельные группы мышц, а также зависят от общей физической подготовленности человека.
  6. Корригирующие проводятся с профилактической целью, а также для сглаживания дефектов неправильной осанки, приведения к норме положения позвоночного столба, грудной клетки. Их часто дополняют пассивными методами лечения, такими как использование корсетов, массажи.

Подготовительные упражнения делают для подготовки организма к нагрузкам

Упражнения на координацию проводятся с целью укрепления вестибулярной системы при гипертонии, неврологических проблемах, травматических поражениях. Упражнения на расслабление предназначены для приведения к норме тонуса мышц, развития координации движений. На последних этапах реабилитации назначаются упражнения в сопротивлении. Они ориентированы на укрепление мышц, их эластичности, прекрасно влияют на функционирование сердца и сосудов, органы дыхания, обменные процессы. В процессе занятий нужно преодолевать сопротивление, созданное инструктором либо здоровой конечностью.

С лечебной целью используют висы и упоры. Благодаря им можно добиться нужного силового напряжения. Чистые висы редко применяют в лечебной гимнастике. При их выполнении происходит задержка внешнего дыхания, ухудшается кровоснабжение. Они могут применяться для укрепления мышц рук, плеч, повышения функциональности суставов рук, снятия нагрузки с позвоночника. Выполнять их можно только если отсутствуют заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой.

При смешанных висах нагрузка на руки сочетается с упором ног. Благодаря этому нагрузка распределяется равномерно.

  • Упоры также подразделяют на чистые и смешанные. Чистые обычно используют при травмах нижних конечностей. Это упор к спинке кресла или кровати. Смешанная форма используется для увеличения силы разгибателей.
  • Подскоки и прыжки. При прыжках активируются группы мышц нижних конечностей. Используются они как общая тренировка, для повышения тонуса, совершенствования координации движений.

Ритмопластические упражнения могут выполняться как на месте, так и с перемещением, а также с использованием снарядов или без них под музыкальное сопровождение. Чаще всего используются для занятий с малышами и в женских группах.